Налегке дешевле: отмена бесплатного провоза багажа в самолете

Здравствуйте, друзья!

Несмотря на большое количество сообщений в СМИ по поводу внесения изменений в части провоза багажа в Воздушный кодекс РФ (закон об отмене норм бесплатного провоза багажа) и активное обсуждение авиапутешественниками этого вопроса, понять до конца, чего же ждать авиапассажирам от этих нововведений, до сих пор сложно.

Попытаемся разобраться вместе.

Суть нововведений

С 29 сентября 2017 года у авиакомпаний появится право отменять по своему усмотрению норму бесплатного провоза багажа. Но только для невозвратных билетов (которые нельзя сдать и вернуть).

Если раньше эта норма по умолчанию включалась во все билеты и была обязательной, то теперь новые правила разрешают перевозчику устанавливать для пассажиров, купивших билеты по «безбагажному» тарифу, «нулевую норму» бесплатного багажа. То есть делают эту норму необязательной для этой категории билетов.

По действующим правилам бесплатная норма, установленная для провоза багажа, составляет не менее 10 кг. Правда, каждый авиаперевозчик из-за отсутствия в законе четких разъяснений трактует эту норму по-разному, относя ее либо к ручной клади, либо к сдаваемому багажу.

Новые же правила фактически отменяют право авиапассажиров с невозвратными билетами на эти 10 кг. Приобретая билет по более низкой стоимости с невозвратным тарифом, пассажир автоматически соглашается, что в цену билета не заложены расходы, связанные с провозом багажа.

При этом закон обязывает перевозчика информировать пассажира до покупки билета об условиях перевозки ручной клади и багажа. В теории внесенные поправки предоставляют пассажирам, которые готовы лететь налегке, возможность тратить меньше денег.

Купив невозвратный билет, авиапассажир оплачивает только услугу воздушной перевозки. Если же он сдает багаж, то оплачивает и его провоз. Ручную же кладь (в пределах нормы бесплатного провоза, установленной перевозчиком) перевозить можно бесплатно и при невозвратных билетах.

Авиапассажиры с обычными билетами (возвратными) по-прежнему сохраняют право провозить свой багаж бесплатно. Доплата производится только при превышении установленного веса.

Новые правила – хорошо это или плохо?

Предполагается, что новый закон работает в интересах пассажиров, которые предпочитают летать без вещей, так как это позволит покупать им билеты за меньшую стоимость. Ведь раньше, независимо от того, есть багаж или нет, в любом случае стоимость провоза багажа автоматически включалась в стоимость проездного документа.

Новые правила позволяют продавать авиакомпаниям билеты, из общей цены которых будет исключаться стоимость провоза багажа. По утверждению Минтранса, такие билеты могут стоить дешевле ориентировочно на 20%. Насколько будет снижена стоимость таких билетов фактически, в каждом случае определяет перевозчик. Кроме того у пассажиров появится возможность выбирать услуги, которыми они реально воспользуются, и оплачивать только их.

Возможны возражения: пассажиров, летающих без вещей, не так много, и мало кто сможет воспользоваться такими билетами. Однако, опять же по статистическим данным Минтранса, 25% от общего числа авиапассажиров летают без багажа.

Что еще нового?

Вводится термин «ручная кладь» как отдельное понятие. «Вещи с собой» и «ручная кладь» упоминаются в правилах авиаперевозок и сейчас, но в законе присутствует только термин «вещи при пассажире». А «ручная кладь» является всего лишь частью понятия «багаж». Такая нестыковка позволяла авиаперевозчикам трактовать термины по своему усмотрению, выдвигая свои требования.

Чем отличается ручная кладь от вещей с собой?

Ручная кладь – это небольшой багаж: сумка, рюкзак, пакет, который авиапассажир может пронести на борт. Сейчас это одно место весом не более 10 кг, которое можно поместить на багажную полку.

Кстати, как выбрать чемодан или сумку для ручной клади, мы уже писали в одной из прошлых статей.

Дополнительно к ручной клади можно взять в салон ряд предметов, перечень которых утвержден (всего 16 наименований). Это может быть портфель, трость, дамская сумочка, костюм в чехле, ноутбук, букет цветов, фотоаппарат, зонт, газеты или книги и прочее.

Предусмотрено внесение изменений в нормативы для ручной клади. Предполагается, что минимальная бесплатная норма на одного пассажира будет равняться 5 кг. Меньше этой величины перевозчик не может установить, хотя больше – пожалуйста.

Изменения коснутся и набора предметов, которые сейчас разрешено пронести на борт бесплатно как дополнение к ручной клади. Возможно, часть из них исчезнет из этого списка.

Не подорожают ли билеты?

Предполагается, что внесение новых поправок не приведет к удорожанию билетов. Теоретически у перевозчика появится возможность определенную категорию билетов для путешествующих без чемодана сделать более дешевой и доступной (пока не известно, насколько их стоимость будет снижена). Однако, эксперты рекомендуют перед покупкой новых билетов внимательно изучить условия приобретения.

Важно: новые правила распространяются на авиакомпании, работающие по российскому законодательству.

Что делать пассажирам с билетами без багажа, решившим все-таки взять с собой багаж?

Возможно, в этом случае придется доплатить за багаж по тарифам авиакомпании, услугами которой пользуется пассажир, на стойке регистрации.

Но возможен и иной исход: пассажира могут не пустить на борт, так как закон в одностороннем порядке разрешает авиакомпаниям расторгать с ним договор перевозки (то есть аннулировать билет), если, например, пассажир откажется оплатить на условиях перевозчика провоз багажа.

Чтобы не попасть впросак, при выборе тарифа нужно внимательно ознакомиться с условиями. Да и перевозчик обязан сообщить вам до покупки билета, о какой категории билета идет речь и сколько багажа можно пронести в салон.

Если билеты куплены заранее, а вылет предполагается после 29 сентября 2017 года, нужно предварительно уточнить в авиакомпании, какие нормы провоза багажа будут действовать в этом случае.


Кто выиграет по новым правилам, пока не известно. Хотя Минтранс обещает, что из-за введения поправок ухудшения условий перевозок для авиапассажиров не предполагается, а их права нарушены не будут.

Данные опроса, проведенного туристическим поисковиком Aviasales (опрошено 10 тысяч путешественников), свидетельствуют о том, что 21% респондентов могут отказаться от багажа, если билет подешевеет на 1000 рублей, 25% считают справедливой для «безбагажного» билета скидку в 2000 рублей, а более 50% опрошенных готовы летать налегке за скидку, превышающую 2000 рублей.

Всем удачных полетов! А пока, пока…

Оцените статью
Путешествуем с детьми
Добавить комментарий