Зачастую в путешествиях больше всего средств из семейного бюджета уходит на покупку авиабилетов. Мы уже обсуждали некоторые способы экономии на авиабилетах, в том числе вариант покупки проездных документов в бюджетных авиакомпаниях.
К сожалению, не всегда удается отыскать дешевый тариф по выбранному маршруту на конкретную дату. Поэтому снова поговорим о том, как слетать в европейские и российские города за минимальную сумму. А заодно выясним, что такое лоукостер, почему перелет в них такой дешевый и какие бюджетные авиакомпании лучшие в мире.
Что такое лоукостер
Лоукостер, лоукост, дискаунтер – это общее название бюджетных авиакомпаний, которые работают по определенной технологии, позволяющей максимально снижать цены на билеты. Достигается это за счет сокращения расходов по организации полета: экономия на аэропортах, персонале, еде, багаже, упрощение или отказ от дополнительных услуг, предоставляемых во время перелета.
Эта модель бизнеса, в основе которой лежит высокая производительность труда и сведение к минимуму расходов авиакомпаний, возникла в прошлом веке в США. В 1949 году был совершен первый низкобюджетный перелет, организованный американским перевозчиком Pacific Southwest Airlines. Но первой полноценной бюджетной компанией стал лоукостер Southwest Airlines, который начал работать с 1971 года, и по сей день является самым крупным в мире.
Такие новшества в политике американских перевозчиков появились после того, как государство ослабило контроль за деятельностью авиакомпаний. Появилась возможность самостоятельно регулировать предоставляемые пассажирам услуги и брать за них плату. Идея была подхвачена перевозчиками других стран, и лоукостеры быстро распространились по миру. Сейчас таких авиакомпаний насчитывается более сотни.
На чем экономят лоукостеры
Бюджетные авиаперевозчики экономят на всем, чем только можно, сформировав особый подход к ценообразованию. Главная их задача – предоставить дешевый перелет. За все остальное (комфорт, удобства) авиапассажиры платят сами. Такой принцип помогает значительно сократить расходы.
Отодвигая заботу о людях на второй план, большая часть лоукостеров все-таки старается придерживаться бизнес-модели, схожей с тем, что используют традиционные авиакомпании. Хотя встречаются и исключения.
Лаконичный сервис
- Отсутствие многих привычных услуг или перевод их в категорию платных
- Нет дорогих классов обслуживания
- Невозможно бесплатно выбрать место
Система онлайн-регистрации по умолчанию, скорее всего, предложит место у прохода, а при покупке нескольких билетов – раскидает попутчиков в разные места салона. Хотите сидеть рядом, около окна, с большим пространством для ног – платите.
- В стоимость билета не входит еда и развлечения
Во время двух-трехчасового перелета пассажир легко может обойтись без питания на борту. Но если это критично, еду можно заказать заранее на сайте перевозчика. Так получится дешевле, нежели делать это уже на борту самолета.
Можно устроить во время полета легкий перекус, захватив с собой пачку печенья, сухофрукты, шоколадку. Хотя формально брать еду в салон самолета запрещено, бортпроводники на практике на это почти не обращают внимания.
Чтобы не платить за просмотр фильмов, игры, наушники, зарядите свои гаджеты перед полетом и захватите зарядное устройство (розетки есть в новых самолетах) – так будет чем занять себя бесплатно.
- Продажа билетов онлайн, и только на прямые рейсы (нет расходов на содержание офисов, авиакасс, на дополнительный штат сотрудников)
- Платная регистрация в аэропорту
Мотивируя пассажиров регистрироваться онлайн, можно сократить до минимума количество регистрационных стоек и обслуживающего персонала.
Самолеты
Компании-лоукостеры экономят на обучении персонала, обслуживании, ремонте техники, топливе, приобретая новые самолеты одной модели и максимально их эксплуатируя от 2 до 6-8 лет.
Еще один способ сэкономить – втиснуть на борт самолета как можно больше пассажиров. Для этого лоукостеры используют самолеты с максимальным количеством пассажирских мест с небольшим расстоянием между впереди стоящими и последующими креслами и узкими проходами между рядами.
Аэропорты и сборы
За использование ресурсов аэропорта и его территории каждый перевозчик платит определенную сумму, которую он включает в стоимость билетов. Чтобы уменьшить сумму сбора и, соответственно, цену билета, лоукостеры идут на разные хитрости: прилетают и улетают из аэропорта ночью (получается дешевле, чем днем), используют старые, удаленные от города и менее удобные аэропорты, сокращают время нахождения в них, предпочитая в это время быть в небе, ночуя в своих аэропортах-хабах, ставят самолеты далеко от терминала, используют минимальное количество стоек для регистрации, отказываются от автобусов, доставляющих пассажиров на посадку.
Персонал
Зарплаты у сотрудников, обслуживающих рейсы бюджетных перевозчиков, как правило, меньше, чем в системе в целом. Компании нанимают меньше персонала, используя членов экипажа для выполнения части работ (по уборке салона, регистрации на рейс).
Маршруты и частота рейсов
Лоукостеры не летают на большие расстояния. Например, в Таиланд из Москвы на таком самолете не улетишь. Длинные маршруты однозначно потребуют больших расходов на подготовку самолета, персонал, на еду и другие услуги. А вот короткие рейсы в пределах четырех часов (иногда чуть больше) – обычное дело для бюджетных перевозчиков.
Высокая частота рейсов (оборачиваемость) – еще один показатель. Компания заработает больше, если транспорт совершит несколько перелетов в день: доставил пассажиров, высадил, набрал новых и снова улетел.
Провоз багажа и ручной клади
Лоукостеры стремятся к максимальному сокращению количества вещей на борту самолета. Это заложено в политике перевозчика: меньше ручной клади и багажа – меньше расход топлива, меньше персонала, меньше времени на посадку.
Больнее всего такие ограничения бьют по пассажирам. Если в цену билета у классического авиаперевозчика всегда включено одно место зарегистрированного багажа и одно место ручной клади, с лоукостером придется лететь только с ручной кладью. При превышении ее габаритов и веса потребуется сдать вещи в багаж или доплатить за перевозку чемодана. Иногда эта сумма может в несколько раз превысить стоимость билета. За провоз спортинвентаря в большинстве случаев бюджетные авиакомпании берут деньги.
Продажа билетов и правила их возврата
Любой авиаперевозчик (классический, лоукостер) стремится к 100% заполнению своих самолетов. В реальности средняя мировая заполняемость равна примерно 70%. С учетом этого цена на билеты формируется так, чтобы даже такое количество пассажиров делало полет прибыльным, оплачивая не только свой билет, но и половину стоимости свободного кресла.
Чтобы получить больше прибыли и распродать оставшиеся пустые места в самолете, авиакомпании устраивают регулярные акции и предлагают скидки.
Ранняя продажа билетов – еще один способ получить больше дохода. Компания бесплатно пользуется деньгами пассажира, купившего билет за полгода до вылета. И даже если он передумает лететь, возвращать ему ничего не придется: многие лоукостеры не разрешают сдавать дешевые билеты.
Любое изменение в билете (сведения о пассажире, другая дата вылета) потребует дополнительной оплаты, которая может значительно превысить первоначальную цену проездного документа.
О чем надо знать, покупая билет у лоукостера
Поняв, на чем экономят бюджетные авиакомпании, изучив их правила перевозок, полученные знания можно обратить себе на пользу, чтобы не потратить сэкономленные на билете средства на оплату услуг или разрешение непредвиденных обстоятельств, о которых первоначально ничего не было известно. Например, иногда дорога из аэропорта в город может обойтись туристу дороже, чем если бы он воспользовался услугами обычной авиакомпании.
Также, скорее всего, придется доплатить:
- за багаж;
- за ручную кладь, которая не проходит по габаритам;
- за питание и иные услуги на борту;
- за исправление в билете ошибок, допущенных при заполнении данных пассажира;
- за выбор места в салоне самолета;
- за печать посадочного талона, полученного после онлайн-регистрации;
- за регистрацию в аэропорту.
Доплата за какую-либо опцию или услугу может свести к нулю все преимущества перелета лоукостером. За эти деньги можно воспользоваться более комфортными условиями на борту классической авиакомпании.
При всех отрицательных моментах (не совсем удобные кресла, отсутствие бесплатного питания и напитков на борту, дополнительные платные услуги за багаж и за комфортные места, билеты в одну сторону и только на прямой рейс, отдаленные и неудобно расположенные аэропорты) есть несколько больших плюсов – значительная экономия, использование простых и понятных тарифов, безопасность и хорошее обслуживание.
В этом случае «бюджетное» совсем не является синонимом слов «плохое» или «опасное». Риск такой же, как и на любом другом самолете. Более того, небольшой срок использования воздушного судна – хороший показатель безопасности полетов. Если вы готовы недолго потерпеть неудобства и не хотите тратить лишние деньги, возможно, бюджетные авиакомпании – это ваш вариант.
Перелет получится на самом деле выгодным, если:
- покупать билет и регистрироваться на рейс онлайн. За день-два до вылета авиакомпания напомнит о необходимости сделать это, с указанием суммы, которую придется заплатить за регистрацию в аэропорту;
- заранее ознакомиться с тарифами оплаты багажа и упаковать все вещи в ручную кладь. Если без багажа никак, лучше оплатить его заранее на сайте авиакомпании;
- не выбирать место в салоне;
- не заказывать еду и развлечения. Если все-таки планируете воспользоваться на борту самолета какими-либо услугами, оформите их покупку на сайте;
- покупать билеты заранее. Если вы не уверены, что предстоящая поездка состоится, лучше не рисковать и приобрести билет, который можно будет сдать без проблем. Самые дешевые тарифы часто не предполагают возврат билетов. И за любые изменения в датах бронирования придется доплатить. Хотя в некоторых ситуациях часть суммы лоукостеры (хоть и не все и не сразу) возвращают.
Искать дешевые билеты стоит прежде всего на сайтах лоукостеров или на сайтах-агрегаторах, которые сотрудничают в том числе и с бюджетными перевозчиками: Aviasales.
Лучшие бюджетные авиакомпании мира
Перевозками пассажиров в Европе, Азии, Северной и Южной Америке занимается более 100 лоукостеров. Лучшим среди них в прошлом году, по версии британской компании Skytrax (изучает мировой рынок авиаперевозок и качество услуг, предоставляемых аэропортами и авиакомпаниями), признан лоукостер AirAsia (Малайзия). Эта компания возглавляет ежегодный рейтинг уже одиннадцать лет подряд. 2 место досталось EasyJet из Великобритании. 3 место – Norwegian из Норвегии.
В топ-10 также попали компании: Southwest Airlines (США), AirAsia X (Малайзия), Jetstar Airways (Австралия), WestJet (Канада), Indigo (Индия), Ryanair (Ирландия), Eurowings (Германия).
Лучшие лоукостеры по направлению:
- в Европе – EasyJet;
- в Азии – AirAsia;
- в США– Юго-западные авиалинии (Southwest Airlines);
- в Австралии и Океании – Jetstar Airways;
- в Южной Америке – Sky Airline;
- в Индии и Центральной Азии – Indigo Airlines;
- в Африке – Fastjet;
- в Индонезии – Citilink;
- в Великобритании – EasyJet;
- в Турции – авиакомпания Пегас (Pegasus Airlines);
- в Канаде – WestJet;
- в Китае – Вест Эйр;
- во Вьетнаме – VietJet Air;
- на Ближнем Востоке – Flynas;
- в России – «Победа» (российская бюджетная авиакомпания в рейтинге европейских лоукостеров занимает 10 место).
Зарубежные бюджетные перевозчики, летающие из России
На российском рынке работают следующие зарубежные бюджетные авиакомпании:
- турецкая Pegasus Airlines;
- арабская Fly Dubai;
- венгерская Wizz Air;
- латвийская AirBaltic;
- испанский лоукостер Vueling Airlines;
- чешский SmartWings;
- немецкий лоукостер Eurowings, образованный в результате объединения Eurowings и Germanwings;
- азербайджанская компания Buta Airways.
Из Москвы можно улететь:
- В Европу (Испания, Германия, Словакия, Италия, Кипр, Венгрия, Черногория, Латвия, Турция, Чехия) самолетами авиакомпаний «Победа», Buta Airways, Wizz Air, SmartWings, AirBaltic, Vueling.
- На Ближний Восток и в Азию авиаперевозчиками Fly Dubai, Pegasus Airlines.
Также лоукостеры летают в европейские и российские города из Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Казани, Краснодара, Ростова-на-Дону, Новосибирска.
Российские лоукостеры
Авиакомпания «Победа» (дочка «Аэрофлота») – практически единственный российский лоукостер. Была создана в 2014 году и сейчас уже входит в пятерку крупнейших в России перевозчиков авиапассажиров. Выполняет регулярные рейсы по России и летает во многие европейские города, в Азию. Базируется во Внуково. Актуальную информацию можно посмотреть на сайте «Победы» https://www.pobeda.aero/.
[tp_popular_destinations_airlines_shortcodes airline=DP title=»» limit=»10″ paginate=true subid=»»]Еще две авиакомпании условно можно отнести к низкобюджетным перевозчикам:
- Utair – гибридный лоукост-перевозчик. После введения тарифа «Минимум» позволяет брать на борт ручную кладь весом не более 5 кг. За дополнительную ручную кладь необходимо доплачивать 999 рублей. Utair летает за рубеж и по России.
- Азимут – выполняет полеты на Юг России. Базируется в Ростове-на-Дону. По основным признакам (одинаковые самолеты, низкие цены, наличие билетов без багажа, нет разделения по классам) является лоукостером, хотя не позиционирует себя в этом качестве.
Читайте также:
Прошлым летом пользовались услугами Wind Jet, из Москвы в Бергамо добирались. Никакой разницы с ALLItalya или Аэрофлотом не заметила , и кормили, и вылетали вовремя, и персонал заботливый. Рекомендую.
Добрый день, Ольга!
Ваши комментарии еще раз подтвердили, что качество предоставляемых услуг в бюджетных авиакомпаниях, зачастую, очень высокое и, порой, мало чем отличается от услуг классических авиакомпаний. И надо очень постараться, чтобы заметить эту разницу. Ведь, вопреки расхожему мнению, в этом случае «дешево» – это не всегда плохо. Спасибо.
С интересом прочитала этот пост, так как не совсем разбираюсь в этом вопросе и интересно было узнать об отличии «лоу-кост» компаний.
Радует, что экономия идет за счет других факторов, а не за счет безопасности.
Спасибо, Светлана!
Если будут какие-то еще вопросы по теме, задавайте. Постараюсь на них ответить.
Я в свое время очень много летала на лоукостах. Даже устала от них. Ну, не от лоукостов, а от самолетов в принципе.
Качество обслуживания там, и правда, вполне нормальное. Часто нет питания. И нет возможности себе его заказать. Ничего, кроме чая и булочек. Но так не у всех. У AirBerlin, например, так даже в дешевые билеты заложено питание.
Но что точно стоит делать, покупая билет для подстраховки, так это иметь запас денег и знаний, на случай если рейс отменят, а вам нужно срочно лететь. Я как-то купила билет за 21 евро. Рейс отменили, а мне нужно было обязательно лететь в Барселону. Билет, который я купила взамен отмененного, стоил уже 200 евро 🙁 Хорошо, что деньги были 🙂
У нас в России тоже скоро появится лоукост. Почитала в новостях, что примерно через полгода. Но удобств, как всегда, минимум.
А у нас в России уже был лоукост. Звали его Авианова. Билеты у него были по очень привлекательным ценам. Уровень обслуживания, на мой взгляд, сравнимый с обычным перевозчиком. Но питание, как на обычном европейском лоукосте, — чай и булки.
К сожалению, лоукосты в нашей стране — это слишком щекотливая тема для основных перевозчиков, поэтому их притесняют. Авиановы больше нет 🙁 Печально очень.
Да, я тоже читала об этом первом российском лоукосте. Жаль, конечно, что у нас как-то они не приживаются. Марина, можно задать один вопрос: вы, наверное, как-то связаны профессионально с пассажирскими авиаперевозками. Судя по вашим комментариям, знания в этой сфере у вас основательные. Или же все это личный опыт пассажира?
Этим летом летали в Рим Blu-Express, тоже все хорошо было. А с октября Пегасус в Москву регулярно летает. Скоро испытаем 🙂
Удачного полета, Ольга! Поделитесь впечатлениями?
Лоукостеры в России не могут долго существовать. Наше правительство вместо того, чтобы поддерживать такие компании, губят их налогами.
Обещают совсем скоро и нас порадовать лоукостами. Будем надеяться.